Попав в аварию, большинство водителей теряют самообладание. Впервые попав в ДТП, больше всего хочется одного — высказать водителю, который “повредил” Ваш новый, любимый, единственный автомобиль все, что Вы о нем думаете. После столкновения участники аварии начинают выяснять отношения, в результате чего и без того сложная обстановка еще больше накаляется.
Поэтому, перед тем как приступить к практическим советам, кратко остановимся на факторе, который очень существенно влияет на исход разбирательства, это - поведение водителей после аварии. Мы естественно не рассматриваем случаи, когда лица, попавшие в аварию получили тяжелые травмы и нуждаются в срочной медицинской помощи. Но если вы сильно не пострадали физически, можете соображать и стоять на ногах - тут вам карты в руки.
Как показывает практика, это поведение водителей можно условно разделить на несколько видов:
• водители, впадающие на месте аварии в глубокую апатию или транс. Как правило они не участвуют в первичных следственных действиях, не участвуют в осмотре места происшествия, составления протокола;
• водители, не утратившие после аварии способности адекватно реагировать на ситуацию, однако полностью доверяющие сотрудникам ГИБДД или милиции, прибывшим на место аварии. Обычно они стесняются высказать свои замечания, зачастую подписывают чистые листы протоколов. Обычно к этой категории относят неопытных водителей, впервые попавших в данную ситуацию;
• водители, пытающиеся до приезда ГИБДД исказить в свою пользу обстановку места происшествия (передвинуть свою машину, убрать осколки и т.д.). Как правило в данной ситуации, особенно в условиях стресса это не удается и данный водитель только ухудшает свое положение;
• водители, скрывающиеся с места происшествия на своих двоих или на машине, если она не потеряла способность двигаться. Это происходит из-за страха перед ответственностью, боязни больших затрат для ремонта чужого поврежденного автомобиля. Часто водители убегают, чтобы скрыть состояние опьянения. В любом случае убегающий водитель навлекает на себя более тяжкие кары, особенно если он бросает без помощи травмированных людей. Ведь никто не может дать ему полной гарантии, что номер его автомобиля не записали и то, что именно он сидел за рулем не видели несколько свидетелей;
• водители, избирающие логически оправданную, активную линию поведения после аварии. Как правило такое поведение и позволяет достичь целей, упомянутых выше.
Попав в аварию постарайтесь взять себя в руки и действовать согласно нашим советам (G:сайтAVANT-ExpertПопал в ДТП_ ¦ ДТП ¦ Общение с ГИБДД.htm), согласуясь с конкретной обстановкой.
Что говорят правила дорожного движения о действиях водителей при ДТП, я думаю известно многим. Если запамятовали можете ознакомиться (здесь). Безусловно этим пренебрегать не следует и чтобы избежать новых проблем необходимо все исполнить. Однако первые ошибки Вы можете сделать по приезду сотрудника ГИБДД.
Оформление документов на месте аварии
По прибытии на место аварии сотрудников ГИБДД каждому водителю - участнику ДТП необходимо получить у инспектора ГИБДД следующие документы:
• Копия оформленного Протокола об административном правонарушении;
Инспектор ГИБДД обязан выдать Вам копию протокола, что зафиксировано не только в КоАП РФ, но и самом Протоколе, в графе – «С протоколом ознакомлен …… Копия протокола получил(а)». Поэтому перед подписанием протокола в данной графе, не забудьте сообщить инспектору ГИБДД о его обязанности выдать Вам копию (Ваш экземпляр протокола). Если вы не получите копию, то впоследствии будет сложнее понять, что же конкретно вам вменяется. Более того, недобросовестный инспектор может потом вписать туда все, что угодно. Поэтому мы рекомендуем требовать выдачи копии протокола на руки. Если вам отказывают в выдаче копии протокола звоните по телефону 02, при необходимости, дежурному прокурору городской прокуратуры: телефон 312-84-69. Сообщите, где Вы находитесь и о том, что сотрудник ГИБДД отказывается выдать Вам копию протокола.
• Справка об участии в ДТП с указанием повреждений автомобиля;
• Временное разрешение на право управления транспортным средством (в случае изъятия водительского удостоверения до вынесения постановления).
Во всех случаях, когда предусмотрена возможность лишения в.у. (8 случаев, см. вопрос 1), инспектор ГИБДД после составления Протокола изымает в.у., взамен обязан выдать Вам временное разрешение (далее – ВР). Будьте внимательны, ВР действительно, только при предъявлении паспорта (за исключением первого дня изъятия). Срок действия – 2 месяца, после чего может быть продлено. В протоколе есть графа – «Временное разрешение на право управления т/с…….получил(а)» если расписались в данной графе, не забудьте потребовать у Инспектора ГИБДД - ВР, в случае отказа звоните 02, дежурному прокурору городской прокуратуры: телефон 312-84-69.
Сотрудник ГИБДД, оформлявший ДТП должен назначить участникам ДТП время прибытия в группу административной практики (группу разбора) ГИБДД, где будет рассматриваться административный материал по факту ДТП.
Если инспектор предлагает пройти мед.освидетельствование?
Ни в коем случае не отказывайтесь, так как за отказ предусмотрено лишение права управления. Перед тем, как ехать на обследование, инспектор ГИБДД обязан составить два протокола – об отстранении от управления и о направлении на освидетельствование. Потребуйте их составления прежде чем куда-либо ехать. Помните, что отправить автомобиль на штрафстоянку инспектор вправе только в том случае, если вашим автомобилем больше некому управлять. Поэтому, чтобы избежать отправки а/м на штрафстоянку, Вы можете пригласить (позвонить) на место знакомого (имеющее в/у., доверенность (можно выписать на месте) для передаче ему своей а/м.